Племена монов, чьим основным занятием
было посевное земледелие, издревле населяли территорию, ныне занимаемую
страной под названием Мьянма. В самом начале нашей эры моны формируют
государство Пегу (просуществовавшее, к слову, вплоть до британской
колонизации в XVIII в.), отличающееся обширными связями в торговом мире,
что доказывают археологические раскопки.
На монов оказывают заметное влияние
индийцы, существует даже легенда о посольстве, присланном к монам, чтобы
обратить этот народ в буддизм. Из Индии пришла и письменность, позднее
ставшая основной у бирманцев. Чуть менее сильно на монов воздействовали
племена тибетобирманцев, одно из которых (пью) и заняло северные
территории монов. Впоследствии племя пью расселило по миру бирманское
нашествие, а моны после образования государства Паган в 849 г. вошли в
его состав равноправными жителями.

Первые десятилетия нового государства
ознаменовываются многочисленными дворцовыми переворотами и междоусобными
войнами между двумя противоборствующими сторонами: приверженцами
буддизма и сторонниками традиционных верований. Эти путешествия из
прошлого в будущее продолжались вплоть до середины XI в., пока на
престол Пагана не взошел Аноратха Минсо.
За 700 лет до Петра I этот правитель
задумал превратить столицу и одновременно саму страну в самую
просвещенную и красивую во всей Азии. Для этого грандиозного,
затмевающего ум замысла из Шри-Ланки выписали монахов, призванных
обратить государство в Тхераваду, одну из 18 ранних школ буддизма
(единственную сохранившуюся до наших дней). Кроме буддистов с Цейлона в
столицу насильно пригнали лучших мастеров Юго-Восточной Азии, всех, до
кого смог дотянуться Аноратха и схватить за шиворот. Правление Аноратхи
продолжалось всего 33 года, но за это время Паган действительно стал
религиозно-мистическим, научным и культурным центром, а так же одним из
крупнейших городов мира. Помимо просвещения страны, Аноратха отметился
многочисленными завоевательными походами, именно при нем впервые
упоминается Бирма — как слово, обозначающее название государства.
Но в связи с успешными покорениями
соседних земель в стране возникла комичная ситуация: бирманцы,
занимавшие руководящие должности в государстве Паган, были менее
образованными и развитыми, чем коренное население. Аноратха пошел на
радикальные меры, доставив из теперь уже бывшей столицы монов семью
правителя и, не мелочась, всю монскую знать. Это мероприятие прошло
успешно, и кривая развития Пагана как государства и города вновь
устремилась к небесам.

Но не все было спокойно в паганском
королевстве. Великий просветитель Аноратха умер в 1077 г., и то, что он
обратил в свою пользу, последующие властители обернули себе во вред,
лишив монов равноправия с бирманским народом, а затем и вовсе выслав
исконных жителей на окраины. Разумеется, моны не могли с этим
примириться и организовали несколько восстаний с целью вернуть себе не
только права, но и захваченные несколько сот лет назад территории. Они
были подавлены, но оставили существенную трещину (как тяжкое телесное
повреждение) в прежде неприступной стене могущества Пагана. Это вылилось
в настоящие волны нашествий с окрестных земель, главным образом с гор.
Горцы постепенно прибирают к рукам все важные посты государства и,
наконец, усаживаются на трон.
Настоящий культурный взрыв, подбросивший
Паган до невиданных высот, в то же время привел государство к
болезненному падению. В конце XIII в. полчища моголов, словно термиты в
сезон миграции, пронеслись по Пагану, лишив храмы их золотого убранства,
а большинство статуй и реликвий, которые можно было передвинуть,
вывезли в неизвестном направлении. После нашествия в Пагане все еще
теплилась жизнь, и городу нужна была лишь верная, пусть и чужая рука,
способная вытащить его из болота забвения. Но захватчики поставили здесь
военного наместника… и больше не интересовались культурной столицей
Юго-Восточной Азии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий