Основа расцвета Афин в эпоху Античности.
Самых ранних поселенцев XVI–XV вв. до н.
э. сменили ахейские народности, а через несколько веков вторжение
дорических племен на юг Балкан стало причиной переселения в Афины
беженцев из Микен — величайшего центра микенской цивилизации
позднеэлладской эпохи.
Возможно, что сюда перебрались многие носители
той культуры, которая так или иначе в переработанном виде дала толчок
для развития античной культуры на фоне афинских декораций, где такие,
казалось, современные ценности, как свобода личности, самовыражения и
мировоззрения, впервые зародились.
Место это находилось на пересечении
путей различных культур, впитало в себя самое лучшее. Многие выдающиеся
личности того времени были из Афин: мудрейшие философы (Сократ, Платон),
лучшие политики и полководцы (Перикл, Фемистокл, Кимон), гениальнейшие
скульпторы и художники (Фидий, Поликлет, Пракситель), первые в истории
драматурги(Софокл, Эсхил, Еврипид).
Удивительно и то, что почти все
вышеперечисленные люди были современниками, многие хорошо знали друг
друга и даже жили в одном городе. Впрочем, к Древней Греции применим
термин полис – город-государство, куда исходила территория города и
близлежащие окрестности. Полисом были и Афины. Это община, которая к V
в. до н.э. уже переживает родословно-общинные отношения и ставит
личность прежде безмолвной толпы, свободу выбора каждого вместо
конформизма. В античном обществе можно заработать себе имя, обладая
личными качествами, а не происхождением (так, сын гончара мог стать
мудрейшим философом). Ни в одном человеческом обществе доселе не было
подобного!
Стремление к свободе и гармонии
прослеживается на протяжении всего периода Античности. Поэтому, говоря о
расцвете античной цивилизации, справедливо говорить и о развитии
общества, которое обладало своими специфическими характеристиками.

Афины – колыбель гуманизма и демократии.
Образ античного общества сформировался
полностью после так называемого перехода к демократической республике,
когда роль родовой знати в управлении государством отошла на второй
план, а главная роль в управлении стала отводиться демосу, то есть
народу.
В чем была суть конфликта между народом и
знатью? Середина V в. до н. э. — время, когда в Греции, с одной
стороны, начинали развиваться промышленность и торговля, входили в
употребление и приобретали большое значение деньги, росла новая сила —
демос, а с другой — усиливались произвол и зло употребления правящей
аристократии, экономический гнет и задолженность массы крестьян,
особенно бедственная вследствие сурового долгового права, обрекавшего
должника на рабство.
Афины в этом отношении – лучший образец
разрешения данного конфликта. Так, приблизительно с 500 по 321 г. до н.
э. здесь существовала первая в истории демократическая форма правления.
Любой гражданин имел полное право участвовать в работе суверенного
собрания. Разработка повестки дня собрания и повседневное руководство
городом осуществлялись советом; судебные и аудиторские должности
выбирались большим жюри. Членство как в совете, так и в жюри
предоставлялось каждому по жребию. Любой гражданин имел шансы быть
сегодня правителем Афин, а завтра — их верховным судьей. Первый идеолог
демократии, великий Перикл, отстаивал эту форму правления на том
основании, что она способствует проявлению терпимости и
гражданственности. Он также ввел плату за работу в жюри, которая
равнялась примерно дневному доходу.
Впрочем, эта форма правления как то
могла уживаться (на то она и демократия!) с остатками родоплеменной
власти. В этом отношении примечателен ареопаг — орган власти в древних
Афинах, который назван так по месту заседаний на холме Ареса возле
Акрополя. По преданию, на этом холме проходил суд над богом Аресом за
пролитие крови сына Посейдона.
Ареопаг возник в эпоху родоплеменного
строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнялся
бывшими архонтами, кандидов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал
широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью.
Ареопаг был оплотом родовой знати, а позднее олигархии — богачей.
Демократия в Афинах V в. до н. э.
немного отличается от привычной нам современной демократии. Сегодня
свобода выбирать власть дана каждому совершеннолетнему вменяемому
человеку — в Афинах это могли делать только совершеннолетние мужчины,
которые были свободными гражданами. Из 100 с лишним тысяч населения
города того времени правом голоса обладали около 20 тыс. человек, а то и
меньше!
Афины хоть и добились существенного
развития общественных отношений, во многом не смогли избавиться от
влияния родоплеменных пережитков. Даже первая форма демократии со
временем начала изживать себя. И к началу так называемого кризиса
древнегреческого полиса демократическая республика переросла в
охлократию (власть черни) — коррумпированную громоздкую бюрократическую
машину, которая и привела к полному краху.
Комментариев нет:
Отправить комментарий